Дом для похода. Жилище в шалашах | Энциклопедия | Записи и исследования краеведов Как соболь попал на герб Свердловской области | О Ермаке | Записи и исследования краеведов Атаман Ермак - Первый русский Супермен | О Ермаке | Записи и исследования краеведов |
Кто читал Сибирскую Историю, тому известно о существовании Сибирских летописей. Сколь ни важны для нас сии драгоценные памятники, свидетельствующие о знаменитых подвигах наших соотечественников, чрез кои соделались мы обладателями обширной Сибири; но к сожалению, ни одной Сибирской летописи доныне в свет не издано и некоторыя из них может быть безвозвратно уже потеряны.
Древнейшею Сибирскою летописью обязаны мы Тобольскому Архиепископу Киприану, который для составления оной собрал в 7130 (1622) году от остававшихся еще тогда в живых Ермаковых товарищей, многия изустныя сведения. По повелению сего же Пастыря внесены в Синодик для всегдашняго поминовения храбрые завоеватели Сибири, убиенные Татарами.
После Киприана следует дееписатель Савва Осипов, Дьяк Сибирскаго Митрополита, В находящейся у меня Сибирской летописи, писанной в новейшее уже время и доведенной до 1759 года, упоминается о нем с великою похвалою; сам же Осипов о труде своем изъясняется следующими словами:
«Содеявшаяся во дни и роды наши и о прочих вещах кийждо изложих по словам, да не трудом вся обрящутся. О царстве же Сибирском и о княжениях написах от летописца Татарскаго, достоверно изпытах, еже добре и несколько поведаша ми яве. Слагал сей летописец в лето 7145 (1637) Сентября в первый день» Предания, сохраненныя Киприаном, служили основанием для летописца Осипова.
Известна еще летопись, называемая Тобольскою, писанная Ремезовыми, жившими между 1650 и 1700 годами, Вероятно те же Ремезовы сочинили чертеж всей Сибири и описание обитающих там народов, отправленные из Тобольска в Москву Сентября 18 дня 7206 (1698) года с Сибирским сыном-боярским Афанасьем Даниловым, Старший из Ремезовых, по имени Семён Емельянов имел звание сына - боярскаго, а прочие, Леонтий, Семен и Иван были его дети. Тобольская летопись довольно пространна; и кроме древних и новейших в Сибири произшествий, повествует о нравах и образе жизни коренных тамошних обитателей; но обезображена пустыми вымыслами и многими погрешностями в самом описании произшествий: однако же историк Миллер заимствовал сведения для своей Истории Сибирской наиболее из сей летописи.
Сверх того у некоторых охотников до собирания древностей хранились, а может быть и ныне есть, так называемыя простыя летописи, повествования и другие различные материалы для полной Сибирской Истории, более или менее уважительные.
Все сии летописи и повествования в главных предметах большею частию между собою сходны; но в частных случаях и во времени иногда очень много разнятся. Желательно, чтобы оне были собраны, разсмотрены, и в одной летописи, признанной лучшею, означены были все отмены, прибавления и пояснения.
|