Ермаков волок:
Путь казаков в Сибирь лежал: река Серебрянка (от устья впадения реки Кокуй) - речка «Чюй» (впадает в реку Серебряная в районе деревни Кедровка) - сухой волок через гору и пересечение границы «Европ-Азия» - река Журавлик и далее уже в реку Баранча.
Атаман Ермак - Первый русский СуперменКаждому народу в определенные периоды ее истории требуется Супермен, когда народ, рассеянный по местечковым бандам и племенным группировкам, сливается в Государство, ему непросто осознать себя единым организмом. Нужен символ, Супергерой, способный постоять за СВОИХ с голыми руками против ИХНИХ, убить дракона в небесах, завалить в пещере бычару одноглазого, перетрахать 49 дев за одну ночь, выпить с устатку ведро водки, а когда совсем сморит -, раз! Прикоснулся рукой к землице родимой и вновь налился силушкой невероятной! Россия шла к своему супермену длинным путем. Первым претендентом был Дмитрий Иванович, князь Московский, победитель Мамая. Народу глубоко зашла легенда о Дмитрии Донском, который перед решающей битвой спалил переправы к отступлению, а потом снял княжескую броню и в простых латах встал в пешие ряды. Путь к сотворению легенды избран был правильный, но вот при нашествии Тохтамыша МАЧО ОБМОЧИЛСЯ, сбежал из Москвы, оставил подданных на растерзание супостату. Не доиграл, не потянул Иваныч до конца свою главную роль. Вычеркиваем! Неплохой супермен мог получиться из другого русского князя - удалого царевича Ивана Молодого, сына Ивана 3. Он в 20 лет победил Ахмата на Угре, а потом отправился на Дунай, где бился в поединке за руку прекрасной девы в рыцарском турнире, всех победил и женился на заморской принцессе.... Вот и слепить бы из достойного паренька правильную легенду... Но случилось так, что литературным оформлением образа Ивана царевича занялся Российский светлый гений А.С. Пушкин и наделил его интеллигентской рефлексией, любовью к животным, зеленой энергетике и прочими либеральными соплями. Хорошо хоть ЛГБТ тогда еще не придумали! Так и жила Расея без Супермена как старая дева – и сиськи на месте и вроде дом полная чаша, хлеба растут, караси ловятся, а мужика правильного нет. Тоска! А вот наконец в наших краях получился настоящий «БОЛЬШОЙ МУЖИК» тот, который «мачо не плачет». Сабля в кулаке как влитая, борода лопатой, ветер в харю...тут и хоррор как во «Властелине колец» и любовь как в Санта-Барбаре ...Случился в России ЕРМАК, тут уж наши идеологи не подкачали, поддали жару и выдавили тюбик кровавого кетчупа на хлебную горбушку до дна. БЫЛ Я РАНЬШЕ ДУРАКОМ, А ТЕПЕРЬ ВОТ – С ЕРМАКОМ! Теперь обо всем подробно. Впервые я решил посвятить изучению биографии великого воина свой отпуск в тропиках и перед вылетом скупил в книжном супермаркете все что было написано о Ермаке полудюжиной маститых академиков и не торопясь изучал их труды, сидя в шезлонге у бассейна, неторопливо попивая любимое пивко. И начиная с первой раскрытой книги - помню это было издание в серии ЖЗЛ Руслана Скрынникова, ощутил некий интеллектуальный дискомфорт, когнитивный, понимаете, диссонанс. Что-то в его биографии показалось мне странным, какой-то блин туман витает вокруг фигуры этого прямого и открытого человека. Что-то там недоговорено. Я поймал себя на мысли, что мне втюхивают какое-то «фуфло», принимая за дебила. На кого рассчитана вся эта писанина. На тинейджеров? Я был уже опытным руководителем многих проектов, я отведал пыли дальних дорог, я считал себя специалистом по запуску сложных логистических цепочек в бизнесе, в том числе международных, я считал себя профи по контрабанде и во всех жизненных ситуациях привык полагаться на понятную логику, которая меня ни разу не подвела…А тут все как-то явно притянуто «за уши». Первую несостыковку я увидел в дате победы над Кучумом. Я читаю, что столицу Сибири воины Ермака взяли в день Святого Дмитирия Салунского 26 октября (8 ноября по новому стилю) и тут невольно вспоминаю я же был на этом самом месте и в этот самый день месяца, что рыбачил, правда не 8, а 7 ноября со своим тобольским партнером под нависающим берегом Преображенского утеса на Иртыше и припоминаю, что сидели мы в палатке с примусом НА ЛЬДУ, блин, НА ЛЬДУ! Мы, конечно, не знали тогда, что днем позднее будет день взятия Сибири Ермаком, а в тот день выпивали в честь праздника Октябрьской Революции. (Потому мне тот день и запомнился). Во всех литературных источниках в качестве иллюстрации к этому событию (взятию Сибири) прилагается известное батальное полотно 1895 года художника Василия Сурикова. На большой картине русские и татарские воины отважно рубятся, стоя кто по колено, а кто и по пояс в воде. И непохоже что у кого-то яйца примерзли. Трава на берегу зеленая… А никому в голову не приходило спросить себя, а как Ермак в этот день туда ДОПЛЫЛ! А как потом после взятия Искера неделю еще плавал вниз по течению Иртыша, приводя в подчинение окрестные племена? (Готов выслушать возражение, что зима зиме рознь, она бывает поздней, а бывает, может быть, и ранней, вдруг в тот именно года лед на Иртыше еще не встал? Но только полководец, ведущий армию в неизвестную враждебную страну, должен настолько уверовать в свою удачу, чтобы не бояться пожертвовать судьбами сотен доверившихся ему людей, он что по Гуглу смотрел прогноз погоды?) Потом я выяснил, что дата взятия Искера придумана церковниками, чтобы «раскрутить» образ православного византийского святого, ныне прочно забытого, а в 16-17 веках на этот день происходило помилование Царем преступников, приговоренных к казни. В честь этого святого архиепископ Киприан учредил в Тобольске богадельню для престарелых воинов и естественно, ветераны ермакова войска дружненько «вспомнили» что да, конечно, они брали Искер именно в день поминовения святого Дмитрия Салунского перед заселением в богадельню Дмитрия Салунского. А как вам история о гибели в этом самом месте от голода отряда, присланного в помощь Ермаку князя Василия Болховского? В помощь Ермаку царь отправил 300 стрельцов, мужиков из Вологды, Свияжска и Сольвычегодска, северных в общем-то территорий, охотников и рыболовов, и они не смогли в Сибири ничем прокормиться? И померли все от голода, несчастные! Вот волжские казаки, к холоду не привыкшие, выжили, а посланные им на подмогу северяне все перемерли! И это в 16веке, когда в Иртыше водился трехсоткилограммовый таймень? Сегодня в выходные на льду собирается до 5 тыс. рыбаков! И каждый что-то ловит! Мог ли Иртыш не прокормить в 16 веке 300 мужиков? Что-то с этой зимой 1583-84года не чисто. Этой же зимой, согласно Синодику Киприана, пал смертью храбрых военный вождь похода атаман Иван Кольцо, а с ним еще 40 бойцов в битве с Карачой, визирем Кучума. Ищу материал про Карачу. Опа! Через два года после этой битвы Карача пленен соратником Ивна Кольцо атаманом Мещеряком! Что же с ним сделали казаки, содрали с живого кожу? Сожгли заживо? Как отомстили за убийство любимого атамана? Оказывается, с почетным эскортом отправили в Москву, где он получил должность главного богослова в мусульманском центре России-Касимове, написал массу трудов по мусульманской идеологии и умер своей смертью в кругу семьи. Так может, и не было никой битвы Ивана Кольцо с Карачой? Может, не случайно совпала гибель атамана с отрядом Болховского на берегу Иртыша? Может, не голод был причиной гибели трехсот стрельцов и самого князя? Из книг я узнал много о подвигах лихого атамана. Вот Ермак, защищая в бою с турками раненного сына атамана донского Миши Черкашенина Даниила, не бросил паренька в беде, а отправился вместе с ним в турецкий плен, что он сидел в турецкой земляной яме - зиндане 7 лет до 1573 г. А в это же время, по утверждению другого автора, он принимает участие в битве при Молодях в 1572… В 1577 воюет с крымцами на Дону в конном порядке, а по данным другого автора в тот же год по приглашению Григория Строганова плывет на стругах покоряя вогулов на реке Сылве за 3000 верст от Балтики (частая смена вида транспорта заставляет ученых придумать нелепую легенду, что по берегу за судами Ермака постоянно бежал табун верховых лошадей, сопровождаемый «опытными коневодами»). В походе по Сылве как у любого уважаемого пирата у Ермака случился бунт. Не проникшиеся идеей новой миссии бунтари в его отряде пытаются свергнуть атамана, но удалой мачо не ссыт, железной рукой он гасит мятеж своей вольницы, а два десятка зачинщиков смутьянов бросает в воду с камнями на ногах. Остальных участников бунта, их 60 человек, по примеру великих пиратов средневековья бросает в остроге на Кокуе посреди враждебной тайги робинзонами (это Сылвенский Кокуй, не путать с Кокуем Серебрянским). «60 казаков решили стать мирными землепашцами, им понравилась тутошняя земля» - гласит Строгановская летопись (ну да, земля явно предпочтительней воды с камнем на шее, я бы тот же выбор сделал в той ситуации). С поредевшим наполовину в походе по Сылве отрядом весной 1578 года Ермак является в Орел-городок, где пополняет свое войско пленными литвинами с ливонской войны, выкупленными Строгановыми у Ивана Грозного. События 1578-82 гг. вызовут полный восторг любителей фэнтэзи - атаман Ермак одновременно воюет на двух театрах военных действий (строгановская летопись повествует о его подвигах в отражении атак диких племен на строгановские фактории на Каме, а академик Скрынников со ссылками на польские и русские государственные источники повествует о больших успехах войска Ермака под Нарвой и Смоленском на Балтике). Но вот на Балтике случается перемирие, война окончена, казаки получают от Государя заслуженное вознаграждение и благодарность за службу – и наш герой по официальной версии спешит на Волгу, а затем на Каму, 2.5 тыс. км преодолевая, где на стругах, а где на конях (помните про табун коней ретивых, они так же бегают по берегу). На Каме под рукой Ермака собирается могучее воинство со всей Волги и в ту же осень рать устремляется «воевать» Сибирь. Еще 2000 км по неизведанным тропам, путаясь в маршрутах, прорубая просеки в диких лесах, в боях и невзгодах армия проходит за 55 дней пол страны. (В метеорологической реальности как я указывал ранее, в распоряжении атамана было не более 40 дней.) Итого 5 тыс. км от Балтики до Иртыша за 4 месяца, пересаживаясь с корабля на коня и наоборот! В литературе приводится своеобразная ведомость припасов, которые Максим Строганов передал Ермаку на поход. Быстренько подбив вес груза «поартельно и по именам по 3 фунта пороху и свинцу и по 3 пуда муки ржаной, и по пуду сухарей и по 2 пуда круп и толокна, по пуду соли и двум полоти и колико масло пудов...» я получил примерно 40 ТОНН! Вроде бы одна фура, но в перерасчете на грузоподъемность стругов тех времен, а струг – это почти «газель», получилось, что для транспортировки вместе с экипажами потребовалось бы тащить через горы 20 дополнительных грузовых кораблей, что еще более замедлит скорость экспедиции… Простите, я забыл, работает СУПЕРМЕН! (в том что касается логистики, наши академики–гуманитарии умудряются писать такую чушь, что волосы встают дыбом – к примеру, повествуя о походе в Сибирь 5000 воинов отряда Курбского 1483 года сообщается, что «у местных племен для похода было конфисковано 200 собачьих упряжек и 200 оленей». Господи, верни разум этим «исследователям» — это поголовье ездовых животных при учете годового продовольственного запаса, может перевезти не более 250 человек!) А на чем ехать остальным? Честно говоря, пока я в тропиках в шезлонге у бассейна читал весь этот романтический псевдонаучный бред, который десятилетиями неплохо кормит армию доцентов с кандидатами, получающих гонорары, мантии и докторские дипломы, я неоднократно подымал бокал, салютуя невероятным подвигам великого русского Супермена. Ермак и сегодня кормит целую армию дармоедов и ученых лоботрясов! И что удивительно - применительно к любой исторической личности по мере изучения все новых источников, вскрытия архивов, обретению мемуаров соратников количество «белых пятен» неизменно сокращается, но с Ермаком почему-то все, наоборот. Тут «туман» густеет и нарастает, а источники информации уменьшаются! Изучая историографию похода Ермака, можно с удивлением обнаружить, что легенда о Ермаке-Супермене возникла не так уж давно – в 80х годах 19 века, а до этого времени личность великого атамана подавалась вполне реалистично. Чудеса начались 140 лет назад. До 1882 года унификации учебной литературы в России не существовало, не было учебников как таковых, но сохранились конспекты лекций и записи рефератов. Недавно в мои руки попал оригинал тетради с записями по истории с то ли докладом (сейчас это называет рефератом) Ивана Елизарова, кадета Новочеркасского казачьего юнкерского училища Войска Донского за 1877-88 учебный год. Далее я привожу содержание любопытного текста. Во времена правления русского царя Ивана Четвертого среди донского и волжского казачества великой славой покрыли себя 2 атамана, два Ермака –Ермак Тимофеев Донской и Ермак Тимофеев Повольский. Ермак Тимофеевич Донской – это Еремей Тимофеевич Чигин, он родился в 1540 году в станице Качалинской Войска Донского. В 15 лет поступил на службу в станицу донского атамана Миши Черкашенина. Участвовал в боях с турками и ногайцами. В 1566 году вместе с сыном атамана Данилой Черкашениным взят в плен турками, просидел в Азове в подземной тюрьме (зиндане – прим.авт.) 7 лет. В тюрьме Еремей Тимофеевич сказал туркам свое имя, но они записали и вали его Ермак. Там его и стали все называть. В 1573 был освобожден донскими казаками при штурме Азова. И когда Еремей Чигин стал вместо Даниила Черкашенина гетманом в Донском казачьем войске, он попросил записать его Ермаком. В 1579, когда получил чин войскового атамана, он тоже записался в реестре Ермаком Тимофеевичем. На Ливонской войне с поляками и шведами Ермак Тимофеевич проявил себя отважным воином, настоящим героем, получил награду золотом от Царя. Изобрел новую хитрость на войне (так в тексте) - для незаметной высадки на берег и разведки к каждому стругу придавались маленькие лодки, которые входили одна в другую как чашки в чашку и привязывались к стругу. Их и сегодня (1877, идет русско-турецкая война) – прим авт.) на таких лодочках наши казаки ведут разведку на Дунае и называют лодки «чигинки» или «ермаковки» в память атамана Ермака. Атаман Ермак спас от голода жителей крепости Смоленск, его отряд привез на стругах хлеб в этот город, когда его осаждали поляки. Умер от ран в 1588 г. в чине реестрового атамана. Похоронен в станице Стыдное Донского казачьего войска. На могиле надпись «Атаман Ермак Тимофеевич». Ермак Тимофеевич Повольской-Василий Тимофеевич Еленин родился в городке Юрьевце Повольском в 1543 (или 1545 запись незборчива, (похоже на правду, до 1918 года главная улица Юрьевца Поволского именовалась Еленинской, а после 1918 – улицей Ленина, до сих пор несколько семей в городе считают себя потомками или родственниками атамана – прим. авт.) рано стал сиротой , вместе с братом перебрался в город Каргедан на Каме. Воспитывался в семье друга отца – Ждана Григорьева, приказчика купца Строганова, с 13 лет стал водить ладьи по Каме и Чусовой. Сильно полюбил красивую дочь богатого купца Строганова, она тоже его полюбила. Василий посватался за нее, но богатый купец ему отказал, потому что Василий был бедный. Тогда Василий с ней хотел убежать, но купец Василия поймал, сильно избил и посадил в тюрьму. Но он сбежал и вместе с другом Гаврилой поплыл на Волгу, где записался в казаки. (На Волге ни в какие казаки тогда «записаться» было нельзя, там не было реестра, кадет Иван пишет реферат исходя из реалий казачьей службы 19в.-прим. автора) Василий пообещал своей невесте что ни на ком кроме нее не женится, поэтому он записался в казаки с прозвищем Ермак, что у татар значит БОБЫЛЬ. (Тоже походит на правду -согласно первой русской переписи Казани одиноких мужчин и впрямь именовали ермаками, в Казани в 1616 г. проживало 13 одиноких мужчин, перед именем каждого в переписи стоит – «ермак»– прим.авт). Когда Ермак стал знаменитым атаманом, купец потом попросил Ермака вернуться, потому что его дочь тоже ни за кого не захотела выходить замуж, хотя за нее сватались даже князья, потому что она была красивая и богатая. Только купец Строганов попросил Ермака за руку свой дочери завоевать Сибирское царство для Царя, чтобы Царь его зауважал. Атаман Ермак взял с собой своих друзей – атаманов Ивана Кольцо, Ивана Грозу, Никиту Пана, Богдана Брюзгу и Матвея Мещеряка и поплыл в Сибирь, совершил много подвигов, завоевал Сибирское царство и подарил его купцу, а купец Государю. А Царь очень обрадовался и подарил Ермаку кольчугу из чистого золота. Атаман хотел вернуться к невесте в красивой кольчуге и жениться, но однажды на его лагерь ночью напали татары. Атаман крикнул своим друзьям, чтобы они бежали к лодкам, а сам остался на берегу, чтобы задержать врага. Татары стали в Ермака стрелять из луков и попали в горло. Ермак упал, и татары его убили. А его невеста долго плакала от горя ушла в монастырь. Как видим, с точки зрения продвинутого для 19 века кадета в событиях биографии Ермака (вернее Ермаков) нет никакой загадки, он не видит здесь никакого сияющего посланца планеты Криптон в красных трусах поверх синих трико. Да и ветеран-казак Гаврила Ильин, друг Васи Еленина с младых лет, доживая до глубокой старости в Тобольской богадельне, частенько захаживал в гости к своему боевому другу – сотнику Адаму Ремезову. Часами старик рассказывал о великом походе. Их беседы жадно слушал сын Адама Ульян. Именно со слов Гаврилы Ильина владевший грамотой Ульян Адамович Ремезов записал подробный маршрут и составил словесный портрет Ермака, (согласно этому описанию изготовлены многочисленные памятники атаману и именно по подробным рассказам Гаврилы сын Ульяна Семен составил карту Великого Похода). Гаврила Ильин, судя по записям Ремезовых, до глубокой старости сохранял ясный ум и хорошую память, и этот суровый воин, всю свою боевую молодость проведя бок о бок с Ермаком почему-то ничего не помнил ни об азовском пленении, ни о Ливонской войне, ни о конных походах на Дону, а повествовал обыденно и просто «гулял на Волге с Ермаком 20 лет». Просто и скучно им жилось, все время на Волге, ни тебе загранкомандировок, табунов коней буланых, ни турецких брюнеток, ни польских блондинок, не видели они берегов Азовских и Балтийских. Отбивали набеги кочевников на Русь, да дань с купцов собирали. Что же произошло в 80х годах 19 века, что две биографии двух реальных атаманов – донского реестрового служаки и вольного волжского пирата сплелись в единый образ супергероя? Не само собой же это произошло? У каждого супергероя должен быть суперавтор. Легендарного Супермена придумал американский пузатенький писатель Джери Сигел в соавторстве с тщедушным художником Джо Шустером. А Русского Супермена – Ермака создал лохматый сибирский бородач, маститый профессор, он же бывший каторжник, Григорий Николаевич Потанин зимой 1881 г. Почему именно он и почему в 81? Что же там случилось, в 1881году? Мы знаем 1881 год по одному запоминающемуся событию – невероятно наглому расстрелу Царя средь бела дня народовольцами. Все, кто бывал в Питере узнают об этом событии посещая возведенный на месте убийства самый красивый Храм в России - Храм Спаса на крови. Но умы людей, живших в конце 19в были заняты еще одним событием, значение которого нам сегодня по большей мере неинтересно и непонятно, хотя, как считается сегодня «по рейтингу новостей» в периодической печати в 1881 году оно стояло на втором месте, а в 82-83 – и на первом. (Так через 140 лет будущим исследователям непонятно будет, почему в наших современных рейтингах новостей так много места занимает одна никчемная безголосая певичка). А в прессе 1880х удивительно много писалось о 300-летнем юбилее присоединения Сибири. Сибирь в 19 веке для русского ума была страшно далеко. К примеру, человеку из Нижнего Новгорода проще было смотаться на поезде в Париж или Берлин, чем побывать скажем, в Тюмени, до которой по карте-рукой подать. И соседство этих двух событий (убийства Царя и 300летнего юбилея) в новостной повестке 1881 имеют для моего повествования самое непосредственное значение. Публичная казнь царя-либерала привела к власти Александра Третьего. Могучий бородач ростом под 190 и весом в 120 кило, с острым пронизывающим взглядом, голосом спокойным, негромким и властным. Настоящий Хозяин Страны, которая ему послушна как верный конь - вспомним конный портрет работы Паоло Антокольского. Любитель хорошо и сытно пожрать, предпочитал простую и здоровую пищу, кашу и щи, кулинарным изыскам знати. Хочешь понять мужика – живи как мужик, Император все понимал про русский бунт, бессмысленный и беспощадный, знал, что у каждого второго мужика в его стране за пазухой - топор, а в голенище – нож. Он был чужд либеральным мечтаниям и инициатором закона о «кухаркиных детях» («мне вчера дали свободу – что я с ней делать буду?»), в гимназии и университеты при нем перестали принимать простолюдинов, но для народа открыли ремесленные школы с бесплатным питанием и одеждой. В повседневной жизни это был добродушный тюлень, любитель пить чай из блюдечка и играть на тромбоне, подбиравший кандидатов в госсовет по принципу – у нас в духовом оркестре нет флейтиста, а этот министр не умеет играть на флейте, значит не подойдет... Заметьте, что тромбон – не солирующий инструмент (Римскому Корсакову специально пришлось писать «Концерт для тромбона с оркестром», чтобы дать тромбону солировать. Говорили, что царь этому подарку композитора радовался больше, чем взятию Бухары. Умение играть не главную партию в оркестре говорит о редком таланте уметь слушать других). Многие считают, что для России этот государь сделал не меньше Петра 1 (он правил почти в 3 раза меньше –всего 13 лет) и почти никого при этом не убил (пардон, забыл о Диме Ульянове и его подельниках). Об успехах этого «императора-мужика» написано много, все признают его роль в создании русской национальной идентичности, ему обязана своим существованием русская национальная опера, оркестры русских национальных инструментов, при нем возникло движение художников- передвижников и даже русская матрешка появилась при Александре 3, но мы мало что знаем о его сибирской политике. Это сейчас Сибирь – такая же часть России, как Урал, Поволжье… И такой ее сделал именно Александр Третий. А всего 140 лет назад все было не так. В Сибирь «ссылали», Сибирь «доили», с Сибири не возвращались. Сибирь императора пугала. Пугала страшно. Это была земля суровых бородачей, любителей пошалить на большой дороге. Полтора десятилетия прошло с ликвидации так называемой «Сибирской партии», выступавшей за полную автономию Сибири вплоть до независимости, ее лохматых лидеров пересажали, но мечта населения Сибири о свободе только возросла. В 1880 г. «Московские Ведомости» писали –«…наш корреспондент этим летом совершил поездку по крупным городам Сибири и пришел к ужасающим выводам - большинство образованной публики и почти вся учащаяся молодежь не видит себе будущего в составе Российской Империи. Идеал для сибирской молодежи – Соединенные Американские штаты». На деньги ведущих сибирских золотопромышленников был основан Комитет по празднованию Юбилея, который как раз и возглавили отсидевшие срока бывшие лидеры «сибирской партии» – Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев. На первом фото Н.М.Ядринцев, на втором Г.Н.Потанин По их инициативе городские думы сибирских крупных городов объявили датой празднования 300летия день 26 октября. А это день официального взятия сибирской столицы - Искера атаманом Ермаком. И в принятии этой даты была заложена гигантская мина, способная привести в будущем к большим проблемам вплоть до отделения Сибири от России. Ведь целью похода Ермака было создание на Иртыше вольной казацкой республики казачьего круга, а сам атаман всеми Романовыми, начиная с патриарха Филарета причислялся к ворам и бандитам. Александр 3 боялся прихода бородатого призрака через 300 лет, поэтому по его распоряжению жандармы все юбилейные комитеты немедленно позакрывали и даже было остановлено строительство Томского Университета, ни шатко ни валко возводившегося с 1877г., а архитекторы и мастера отозваны в С. Петербург. Придворным ученым и чиновникам велено было срочно найти другую дату присоединения Сибири. Министерство внутренних дел готово было рассмотреть 1 марта 1582, когда якобы Иван Кольцо вернулся из Москвы в Искер с мифическим назначением Ермака Князем Сибири (выдумка, которую Строгановы внесли в свой летописный свод, ведь если бы приговоренный к «вышке» за разбой Иван приехал в Россию . ему немедленно отрубил бы голову первый же воевода ), но царь и эту дату не одобрил, так как это все равно не отменяло ведущей роли Ермака. Победоносцев предложил перенести праздник на 6 декабря чтобы вообще не было упоминания имени Ермака, якобы в этот день именование «владыка Сибири» было включено в официальный титул Ивана Четвертого. Тут как раз подоспела нашумевшая книга Ядринцева «Сибирь как колония», в которой освоение русским государством Сибири подавалось резко в негативном свете, что мол, Ермак с идеей казачьей Республики нес в Сибирь свободу, а царские воеводы и наместники сделали из нее колонию. Возникла тупиковая ситуация, ситуация цугцванга – Император понимал, любая назначенная дата будет отрицательно принята либо властью, либо населением. Волжский пират Ермак не может быть официальным символом присоединения Сибири, но вычеркнуть его имя из истории тоже невозможно – народ это не примет. А портреты Ермака уже выставляли в витринах лавок, его ставили на возы и кареты сибирские извозчики («московские ведомости»), как потом в СССР таксисты ставили на лобовое стекло фото Сталина. Промедление кончилось бы неминуемым бунтом. Но все почему-то изменилось весной 1882. Власть вдруг полюбила Ермака взасос. Портреты Ермака завезли в полицейские участки и школы по всей Сибири и велели повесить рядом с портретом Императора. И сам Ермак вдруг стал совсем другим, внезапно выяснилось, что это был, как оказалось, никакой не пират и бандит, а самый настоящий патриот и носитель и защитник православия. И Искер он не брал аж 3 дня, приплыл молился и ждал на берегу некоего Знака, пока с небес не спустился образ святого Дмитрия Салунского, то ли Богородицы и не повис светящейся голограммой над полем боя, хотя просили атаманы напасть сразу.... Тут мы вступаем в область исторических предположений, мы видим на поверхности воды внезапно возникшую волну, но не видим кем-то брошенного камня (как когда-то математики Адамс и Лаверье не наблюдая воочию планеты Нептун предположили ее существование по гравитационному искажению орбиты Урана). Но кто бросил этот камень? Что мы видели в конце 1881? Общественные комитеты по празднованию юбилея запрещены, строительство университета остановлено, любое упоминание имени атамана Ермака, мягко говоря, не одобряется. Тогда-то в круглой лохматой голове профессора Потанина и возник грандиозный замысел создания СУПЕРМЭНА, исторического гомункулуса. Что у нас есть? -рассуждал Потанин. У нас есть два атамана с одинаковыми прозвищами и отчествами. Один на Дону– честный служака, реестровый радетель интересов царя, суровый воин с безупречной репутацией, но по жизни –простак, лох и неудачник. Второй – на Волге, хитрый и умный разбойник, убивец, положивший большой болт на родной государство, но большой удалец, авантюрист, любимый народом. А что, если сделать из двух атаманов одного? Пороки пирата замещаем достоинствами радетеля за дела государевы. К военным удачам бандита прибиваем нимб благодетеля и патриота. Скрещиваем двух героев в одного – получаем удалого любимого народом атамана, при этом истинно православного, который шагу не ступит чтобы не перекреститься, ночи проводит в молитве, преподнесшего Царю Сибирь на блюдечке с голубой каемочкой и сложившего за это буйную головушку. Этот проект СУПЕМЭНА и был предложен профессором Потаниным Государю. Ловкость рук – и никакого мошенничества! Никаких официальных данных о встрече Потанина и Александра Третьего, тем более о подробностях их разговора нет, это и должно было оставаться тайной, скорее всего аудиенция состоялась зимой 1882 в С. Петербурге, и скорее всего Потанин впервые изложил эту идею Западносибирскому генерал-губернатору Мещеринову, а тот договорился о встрече с Императором и похлопотал о разрешении ссыльному сепаратисту посетить закрытую для него столицу. А Император, как мы уже отмечали, умел слушать других и не умел не мешать им солировать в оркестре. Знали об Проекте вероятно, всего четверо –генерал-губернатор Мещеринов (без него контакт профессора с царем был бы невозможен), сам Потанин как мозг и теоретик проекта, обер–прокурор Победоносцев, практик-исполнитель, без него была невозможна тотальная зачистка библиотек и правка летописей, ну и сам Александр Третий, исполнивший властный «одобрямс». Записей никаких, естественно, не велось. (Косяков, конечно, избежать не смогли, во всех переписанных летописях забыли из имени Ермака Тимофеевича убрать прозвище «Повольский», а это прозвище летописцы и использовали, чтобы различить двух атаманов, примерно, как потом различали Александра Дюма –отца и Александра Дюма – сына, но общественность ничего не заметила и «схавала» блюдо как подали, вместе с ложкой и тарелкой.) С января 1882 с замороженным было юбилеем началась необыкновенная движуха. Во-первых, создается государственный комитет по празднованию юбилея, который возглавил кто? Не генерал, не священнослужитель, не высокопоставленный чиновник, а только что отстраненный из руководства запрещенного Общественного совета никогда не замеченный в сотрудничестве с государством бывший каторжник-сепаратист, находящийся под наблюдение полиции, опальный профессор Потанин. Из грязи – в князи, человек отсидевший срок и ограниченный в правах за крамолу вдруг получает фактически должность вице –премьера с немалым бюджетом. Бывало, когда-нибудь такое в истории России? Во-вторых, объявляется о переносе официальных празднований на 1883 год, якобы в связи с трауром по убиенному Александру Второму. (Время было нужно для зачистки библиотек, правке летописей, согласование статей в газетах либо для обеспечения невыхода уже анонсированых статей с «неправильным» изложением, как это было с главной газетой страны - С-Петербургскими Ведомостями, где пришлось даже сменить редактора-Журавского. (И это не домысел –Викентий Журавский в годы студенческой ссылки в Сольвычегодск получил доступ к так называемому «архиву Ермака» в Богородицком храме- главном архиве Строгановых, а через 20 лет, став главным редактором газеты он написал большую редакторскую статью с анонсом сенсационных материалов к Юбилею, обещал даже опубликовать материал о венчании атамана Ермака и Ольги Строгановой в церкви Сольвычегодска). В своих воспоминаниях, вышедших через 10 лет в Лондоне, так ничего и не понявший Журавский удивляется, почему его так внезапно уволили.) В-третьих, осуществлено единообразие всей учебной литературы в гимназиях, вузах, военных заведениях, их содержание отныне должно было быть одобрено лично комиссией под руководством Победоносцева, все начальные школы передавались под начало Священного Синода. (Тогда в учебных заведениях России впервые появились единые учебники и программы, а старые книжки изъяты. Вот это уже не только ради одного Ермака, это совпало с политикой «тотального замораживания») В-четвертых – возобновлено строительство Томского университета. В-пятых – все экспедиции и исследования профессора Г.Н. Потанина получили приоритетное финансирование от государства, ему назначена пенсия в 800 руб. в год. Счастливый профессор больше не вылезал из экспедиций, не занимался общественной деятельностью и не давал никаких интервью. Такой колоритный персонаж как-то разом исчез из общественной жизни. Дальше все пошло как по маслу - празднование юбилея состоялось с большой помпой, с молебнами, орденами и оркестрами, в стране появился новый Государственный праздник – 26 октября – День Присоединения Сибири, проще – День Сибири. И если бы он потом не совпал по дате со штурмом Зимнего Дворца, день Сибири праздновался бы и поныне. А Атаман Ермак стал официальным Героем и символом Империи. Пират стал лубком и иконой. Не надо поносить ни профессора, ни Императора за то, что они родили СУПЕРМЭНА. Время было такое. В ситуации, которая сложилась в России к моменту восшествия на престол Александра Третьего манипуляции по «приватизации» образа народного героя Ермака и превращении истории его похода из пиратского набега в освещенную православием миссию по защите интересов Государства несли явно позитивную функцию, Потанин честно выполнил свою роль , слепил из фигуры разбойника фигуру радетеля Государства и Православия, атаман Ермак остался значительной фигурой в официальной русской истории, а не исчез в небытие как множество народных героев, а Царь выиграл время для решения срочных государственных проблем, провел налоговую реформу , постепенно привел жизнь населения Сибири к российским стандартам, как и обещал скорее всего Потанину. Открыл в Томске университет с привлечением лучших мировых профессоров, а через 10 лет, накопив в казне денег, приступил к колоссальному железнодорожному строительству, успех которого навсегда решил «проклятый» восточный вопрос и превратил Россию в единое государство от моря до моря. «Минусом» искажения истории Великого Сибирского Похода является то, что из русского прошлого оказались вымараны целые страницы, относящиеся ко времени мирного планомерного освоения Сибири и строительству Строгановыми целой сети прибыльных факторий на Урале, которую осуществлял с 1577по 1581 гг. по их поручению Ермак Тимофеевич. Наличие этой сети баз (так называемых «артелей») и оборудованных маршрутов волока и позволила казакам стремительно вырваться на простор сибирских рек, Конечно, львиная доля мехов с этих факторий шли в основном мимо казны, накапливалась в амбарах Строгановской фактории в Великом Устюге, в согласованный срок строгановские кочи ночами перегружали меха на темные суда в устье Северной Двины и дальше груз плыл в Европу, в торговый дом Оливера Брюгеля, делового партнера Семена Строганова (когда-то Брюгеля, молодого датского шкипера и судостроителя, попавшегося в России на контрабанде, спас от смерти и выкупил Семен из царской тюрьмы, а тот организовал в Холмогорах верфь по строительству палубных кочей, когда Семен понял, что Оливер партнер надежный, он рискнул дать тому денег на покупку в Европе двухпалубного брига. И Оливер не смылся с деньгами, а в условный день прибыл на новом корабле к назначенной точке. Так возникла «соболья дорога» - тайный путь по вывозу из России соболей в обмен на серебро и западные технологии. На западном конце маршрута работал меховой торговый дом Оливера Брюгеля, на восточный Строганов поставил смотрящим своего зятя – Василия Еленина-Ермака. Ермак организовал эффективную оборону строгановских вотчин, создал в треугольнике рек Серебрянка-Тагил-Тура сеть факторий по обмену вогульских соболей на соль, металл, керамику. При этом металл выплавлялся на месте, В Серебрянском Кокуе функционировал целый металлургический завод, рвы-воздуховоды которого сегодня археологи принимают за укрепления, а далее кузнецы из этого металла по заказу вогульского населения в каждой фактории ковали нужные туземцам изделия, наконечники стрел, остроги, крючки, котлы. Керамические мастерские изготовляли посуду, лекари лечили больных, столяры делали прясла и детские качалки. Не было никаких оборонительный сооружений, ограждения делались только против диких зверей. Больше всего меня удивляешься при виде «кокуйской засеки» - земля выбрасывалась в обе стороны рва, а не вовнутрь, как при строительстве оборонительный сооружений. Это был пример удивительного мирного симбиоза- симфонии двух цивилизаций (вогулы приносили продукты и соболей). И контрабандное серебро, которое с Европы в уплату меха получали Строгановы и накапливали на «черный день» именно в «черный день» и пригодилось. Оно спасло Россию в тяжелый год, сыграло решающую роль в финансировании народного ополчения периода Смуты, в переходе на сторону Минина и Пожарского казаков Трубецкого (поляки платили воину 30 рублей в год, а Пожарский – 50) и найме шведской артиллерии для штурма Кремля, а в 1613-14 гг составляло 100% первого государственного бюджета Романовых, не дало России исчезнуть с карты мира и превратиться в гигантское Сомали. Целый год после избрания законного Царя огромная страна спокойно возрождала армию, таможенную службу, систему государственного управления, образования… Без атамана Ермака и Строгановых не состоялось бы возрождения русского государства, не сохранилась бы русская культура, русское православие и русская идентичность. Сегодня чудесное воскрешение Руси из мрака смутного времени не имеет рационального объяснения, разве что кто-то мямлит о «промысле божьем». Но мы то с вами знаем – БАБЛО ПОБЕДИЛО ЗЛО. А атаман Ермак Тимофеевич, честный мужик, вольный пират, воин и бродяга, никогда не изменявший своим принципам в охренительно сложных обстоятельствах, верный до конца боевым товарищам и любимой женщине, дважды сумел послужить Родине уже после своей героической гибели. Атаман прожил свою жизнь и умер Свободным. В каком-то роде биография Ермака – Еленина феномен русского архетипа человека Возрождения. Только не была ли эта гибель удалого авантюриста умело выполненной инсценировкой? -об этом в одной из следующих статей. Октябрь 2022. Николай Краснов |
|